Книга гарвардского профессора психологии Стивена Пинкера (Steven Pinker) «Лучшие стороны нашей натуры» («The Better Angels of Our Nature. Why Violence Has Declined.») вызвала споры среди ученых и писателей по поводу того, прав ли автор в своих выводах, когда утверждает, что уровень насилия в мире последовательно снижался все последние века. В своем 700-страничном труде С. Пинкер пытался ответить на вопрос, который волновал еще античных философов: добр ли человек по натуре, или зло заложено в нем от рождения? О чем свидетельствует ход истории – о том, что человечество идет по пути нравственного прогресса или нравственного упадка? По мнению гарвардского психолога, «постепенный спад уровня насилия – может быть, самое значительное и при этом самое недооцененное и даже малозамеченное изменение в истории человечества».
Свое утверждение С. Пинкер основывает на археологических данных и на архивных документах, свидетельствующих: сотни лет назад шанс быть убитым при выходе из дома у любого человека был куда выше, чем в наши дни.
По нынешним представлениям ученых, история человечества насчитывает около 200 тыс лет. О большей части этих лет письменных документов не сохранилось – исследователи могут опираться только на следы реальных событий, сохранившихся в преданиях и мифах, и данные, полученные при раскопках, отмечает российский рецензент книги М. Ефимова из «Иностранной литературы». Около 20 лет назад в археологии появилась дисциплина, которую называли atrociology (от atrocity — жестокость, зверство -англ.). Это раздел археологии, изучающий историю насилия.
С проблемой насилия сталкиваются все общества, отмечают социологи, и ни одно из обществ эту проблему до конца решить не может. В лучшем случае насилие удается сдерживать или в какой-то степени управлять им. Проявления насилия различны. Оно может быть выражено не только в физических действиях или угрозах совершения физических действий, но и в психологическом принуждении. При этом, поскольку угрозы насилия могут быть использованы для ограничения действительного применения физического насилия, простого способа измерения уровня насилия в обществе не существует. Однако есть самая простая статистика: статистика убийств, и С. Пинкер приводит ее в своей книге.
Существуют убедительные исследования индейских захоронений времен до открытия Америки Христофором Колумбом в Колорадо и Массачусетсе (Северная Америка) и доисторических захоронений в Британской Колумбии и в Швеции, которые были проведены в 1990-хх годах. Также учеными были проанализированы архивные документы XIV века о статистике убийств в Лондоне и Оксфорде (Великобритания), аналогичные документы XV века — в Амстердаме (Нидерланды) и документы XVI века — в Риме (Италия). Упомянутые исследования показали, что в доисторических поселениях от ? до 2/3 жителей погибало насильственной смертью. В европейских городах периода Средневековья и Возрождения статистика составлялась из расчета на каждые 100 000 населения, хотя их население было тогда гораздо меньше, чтобы можно было соотносить этим показатели с современными. Вышло, что в XIV, XV веках в Лондоне жертвами насилия становилось 55 человек на каждые 100 000 населения. В Оксфорде в те же века убивали 100 человек из каждых 100 тыс, в Амстердаме — 50, в Риме — между 30 и 70-ю.
Сравните со статистикой наших дней: ежегодная статистика убийств в Риме — 1 человек на каждые 100 000 населения, в Лондоне — 2 человека, в Осло (Норвегия) — тоже 2. Налицо явное падение уровня насилия, но насколько можно верить таким показателям, когда речь идет о том, что человечество «стало добрее»? Разве 20-ый век не показал, как быстро общество возвращается на «дикий» уровень насилия при неблагоприятных обстоятельствах?
Как отмечает С. Пинкер, сейчас в Европе шанс быть убитым у любого человека в 10-20, а то и в 50-100 раз ниже, чем был 500 лет назад. Одной из причин этого «умиротворения» явилось укрепление государств.
Государство принимает на себя роль «главного насильника» и препятствует войне всех со всеми. В целом, оно реже применяет силу, чем дикие племена или банды. Философ Томас Гоббс писал, что «даже плохое правительство лучше, чем никакого», и автор «Лучших сторон нашей натуры» согласен с этим постулатом. Как отмечает рецензент книги, хотя Т. Гоббс умер задолго до рождения Гитлера и Сталина, философ не мог не знать об истории правлений Чингисхана или Нерона.
Психолог из Гарварда в своей книге приходит к выводу, что в процессе цивилизации государства, установив новые нормы общежития, постепенно изменили саму человеческую психологию, сделав ее более альтруистической, сделав людей более склонными к эмпатии, к тому, чтобы учитывать интересы и нужды других людей.
Также, считает С. Пинкер, большую роль в процессе цивилизации сыграло распространение грамотности, потому что чтение книг расширило сферу сочувствия (что говорил и Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции). Еще одним фактором гуманизации общества стала торговля, которая невозможна без налаживания отношений с потенциальными покупателями.
Однако, как отмечает рецензент журнала «Нью-Йоркер» Элизабет Колберт , С. Пинкер основывает свои умозаключения почти исключительно на Западной Европе:
«В книге «Лучшие стороны нашей натуры» мало материалов об Африке, Азии или Южной Америке. Что касается США, то здесь, если верить Пинкеру, уровень насилия в несколько раз выше, чем в Западной Европе, а в некоторых частях страны приближается к средневековому. Статистика убийств за2010 год в Новом Орлеане — 49 человек на каждые 100 000 (почти как в Амстердаме 600 лет назад). В Детройте и Сент-Луисе 2010 года — 40 человек — сравнимо с Лондоном XV века.» Причем последний показатель - результат заметного улучшения, ведь в 1980-хх годах уровень убийств в Детройте достигал 60 человек/100 тыс. населения.
Кроме того, отмечает Э. Колберт, восхваляя Европу, С. Пинкер не отвел в книге места кровавым моментам колониальной истории:
«Дело не только в масштабах кровопролитий, но и в стирании различий между цивилизованными народами и дикими. Испанцы, научившиеся в XVI веке правилам гигиены, устраивали резню за резней на двух континентах. Британцы, отказавшиеся от зверских казней, торговали рабами, равно как и португальцы, голландцы и генуэзцы. А если говорить о процессе умиротворения человечества, то особенно сомнителен ХХ век, когда мировые войны унесли: Первая — 15, а Вторая — 50 миллионов жизней», — пишет она.
Впрочем, проблема 20-го века профессором С. Пинкером затронута. По этому поводу он пишет следующее:
«На первый взгляд кажется, что пример ХХ века делает нелепыми рассуждения о процессе спада уровня насилия. Но всё познается в сравнении. Битва на Сомме, оккупация Польши, блокада Ленинграда, Сталинградская битва и битва в Арденнах — нам, жившим в это время, кажутся ни с чем не сравнимыми по ожесточенности и потерям. Но вспомните другие, полузабытые кровопролития: падение Рима, набеги Тамерлана. Только монгольское нашествие унесло в XIII веке 40 млн жизней — в мире, чье население составляло лишь одну седьмую нынешнего.»
Увы, как правильно отмечает Э. Колберт, расчеты Т. Пинкера в данном случае неубедительны. Убийства при монгольском нашествии был растянуты на столетие. Арабская торговля рабами разворачивалась на протяжении двух веков, в то время, как 50 млн жизней было унесено Второй мировой войной всего за 6 лет.
Психолог из Гарварда считает одной из умиротворяющих исторических тенденций нарастающее стремление человечества к осмыслению происходящего.
«Обдумывание приглушает голос крови, смиряет бешеные порывы к насилию и заставляет нас обращаться с людьми так, как мы хотели бы, чтобы они обращались с нами», — пишет он, приводя в качестве обнадеживающего примера мирное разрешение Карибского кризиса 1962 года.
Однако Э. Колберт тут же приводит другие примеры:
«Вместе со смертоносным оружием наше время принесло и смертоносные идеи. Коммунизм и фашизм — изобретения не менее современные, чем права женщин и Евросоюз. Если прибавить к потерям в войнах жертвы режимов Сталина, Гитлера и Мао, то число людей, погибших насильственной смертью в середине ХХ века, перевалит за сто миллионов. А Пол Пот — создатель полей смерти — изучал марксизм в Сорбонне.»
Хотя бытовое насилие, благодаря усилению государств, и пошло на спад, что убедительно показывает в своей книге Стивен Пинкер, гарантии относительно будущего человечества не может дать никто.
Профессор Питер Зингер из университета Принстон (США) пишет: «В том же, что касается будущего, Пинкер, несмотря на свой оптимизм, не видит никаких гарантий, особенно во времена ядерного терроризма, глобального потепления и столкновения христианской и исламской цивилизаций. Вопрос о том, добр или зол человек по своей натуре, остается нерешенным – прежде всего, судя по всему, потому, что объективные данные упорно сопротивляются желанию человечества решить его в положительную для себя сторону.