Физкультура в школе — радость движения или серая тоска?

Врачи бьют тревогу: нынешнее поколение школьников ведет гораздо менее подвижный образ жизни, чем в свое время их родители. Гиподинамия вызвана все увеличивающимся потоком информации, которую вынуждены усваивать ученики, и влиянием интернета. Дети сидят на уроках, позже корпят дома над домашними заданиями, а потом расслабляются или у телевизора, или за компьютером — в чатах и онлайн играх. По данным Минздравсоцразвития, около трети российских первоклашек уже имеют отклонения в состоянии здоровья, а в последующие годы неправильный распорядок дня приводит к тому, что к одиннадцатому классу процент нездоровых детей повышается до 70 %. Еще два года назад Министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова сообщила на заседании президиума Совета при президенте РФ по реализации нацпроектов и демографической политике, что «абсолютно здоровыми (так называемая первая группа здоровья) являются 21,4 % учащихся, вторая группа здоровья, то есть дети, которые нуждаются в амбулаторном лечении — 58 %, и третья-пятая группы, где уже нужно стационарное лечение — 20,6 %». По данным научного исследования, проведенного институтами Санкт-Петербурга, рациональный режим дня сегодня соблюдают только 19,4 % школьников. Регулярно занимаются спортом всего 10,9 % учащихся. Не имеют никаких физических нагрузок, кроме школьных, 13,2 % школьников; страдают проблемой выраженной гиподинамии 29,7 %. Поздно ложатся спать 26,8 % детей школьного возраста.

В Москве, по сведениям директора Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания департамента образования Москвы Ю.П. Пузыря, только 42 % школьников занимаются в спортивных секциях. Остальным в плане физической нагрузки приходится надеяться только на школьные уроки физкультуры. Напомним, с точки зрения медицины, дети в возрасте 7-12 лет должны активно двигаться как минимум восемь — девять часов в неделю.

Теоретически за, практически против

Недавний официальный опрос Минздравсоцразвития показал, что общественное мнение приветствует занятие спортом в детском или подростковом возрасте. Ответы респондентов на вопрос, в каком возрасте следует начать регулярные занятия спортом, распределились так (в ответе можно было отмечать более одного пункта):

72,1 % россиян согласились, что лучше начинать заниматься спортом в юности, чтобы заложить правильные привычки;

39,6 % — в детстве, но не усиленно, достаточно зарядки;

38,5 % — в молодости, чтобы хорошо выглядеть;

34 % — в зрелом возрасте, чтобы не толстеть;

32,9 % — в пожилом возрасте, чтобы сохранить активность.

Получается, теоретически родители согласны, что занятия физкультурой полезны для детей и подростков. Однако на практике взрослые зачастую сами добывают справки об «освобождении от уроков физкультуры» для своих чад, мотивируя это тем, что ребенку тяжело таскать в школу форму, или если, например, школе удалось договориться о занятиях плаванием в бассейне что ребенку это пойдет только во вред, потому что он обязательно простудится и заболеет.

Репортаж из школьного спортзала

Казалось бы, уроки физкультуры должны быть приятны всем школьникам. Детям физически свойственно бегать, прыгать, лазить. Любой взрослый помнит, как его тянуло в детстве куда-нибудь вскарабкаться, поскакать в «классики» или погонять в футбол. Тем не менее, учителя физкультуры признают: проблема отлынивания учеников от занятий спортом в положенные по расписанию часы существует.

Чтобы узнать, как с этим можно бороться, мы посетили урок физкультуры в центре образования № 1619 им. М.И. Цветаевой в СЗАО г. Москвы. Урок проходил у 10 Г («гимназического») класса. В старших классах учеников разделяют на две группы по гендерному признаку, так что урок вели два учителя — Грудова Татьяна Викторовна и Мельников Сергей Владимирович. Из 26 человек учащихся занимались физкультурой 17 школьников, еще 9 сидели на лавочке как «освобожденные».

- В этом классе очень многие переболели гриппом, — объяснила Т. Грудова. — У них буквально по три-четыре человека ходило во время эпидемии.

Перед началом урока мы поговорили об отношении к спорту с несколькими учениками. Сидящие на лавочке школьники подтвердили, что имеют справки на освобождение от физкультуры в связи с перенесенным заболеванием, каждый на две-три недели. «Просто дохлые мы все», — сказали они хором. После этого мы решили поговорить с теми школьниками, которые уже успели переодеться в спортивную форму и собирались заниматься. Среди них обнаружились настоящие патриоты родной школы.

Варвара Курылова. 7 лет занималась баскетболом в школе олимпийского резерва.

- Какие уроки физкультуры тебе больше всего нравятся?

- Мне интереснее всего игровые уроки. Конечно, это зависит от того, сколько учеников пришло заниматься, но обычно мы играем в волейбол смешанными командами. Было бы удобнее играть только с девочками, потому что мальчики часто не рассчитывают силы, но у нас обычно не хватает людей для отдельных команд.

- У вас спортивный класс, как ты считаешь?

- Да! У нас все стараются заниматься спортом. Мальчики практически все ходят в зал, качаются (в школе есть тренажерный зал, открытый по вечерам за «символическую плату», как выразился учитель физкультуры С. Мельников — прим. редакции). Девочки ходят на шейпинг.

- Как ты считаешь, это политика школы или так случайно получилось?

- Скорее все-таки политика школы. У нас есть тренажерный зал, многие там занимаются. И родители тоже поощряют…

Читайте также