Физкультура в школе — радость движения или серая тоска?

Василий Федорченко. Самый рослый в классе. В прошлом занимался пятиборьем.

- Ты занимаешься спортом помимо школьных уроков?

- Да, на домашних тренажерах. И еще делаю пробежки по Серебряному бору.

- Что тебе больше всего нравится в уроках физкультуры?

- Нравится, что я стою первым и могу задавать темп!

Варвара: — И ты всех загоняешь!

Василий: — Это полезно! Им нужно хорошо размяться!

Учительница дала сигнал к началу урока, и Варваре с Василием пришлось перестать спорить и встать в строй. Урок начался с разминки — десятиклассники бегали трусцой, потом с подскоком, потом совершали наклоны и приседания. Практически сразу стала заметна разница в физической выносливости учащихся. Если Василий Федорченко совсем не запыхался, то некоторые другие мальчики сильно раскраснелись и согнулись, пытаясь отдышаться. То же самое и среди девочек — одни ученицы лишь слегка разрумянились, а другие выглядят загнанными. Учительница велела таким выйти в центр зала и походить шагом, чтобы восстановить дыхание. Тем временем мы спросили второго учителя, С. В. Мельникова, о том, что он думает по поводу введения в московских школах третьего урока физкультуры.

- Как изменилось расписание в связи с приказом о введении третьего урока физкультуры?

- По Москве нехватка учителей физкультуры, так что каждая школа решает этот вопрос в отдельном порядке. Вот у нас и так была полуторная ставка, по 36 часов нагрузка на каждого. С 10 класса два учителя ведут урок, а было бы больше учителей, так можно было бы и с 8-го начинать раздельное обучение, с периода полового созревания.

- У вас есть душевые для школьников?

- Душевые есть, но на практике дети еле успевают переодеваться. Один класс приходит на занятие, второй уходит, еле успевают разобраться. Перемена 15 минут, где тут найти время на душ?

Школьники разобрали баскетбольные мячи и начали упражняться с ними. Сергей Владимирович стал показывать группе мальчиков, как правильно закидывать мяч в корзину. Здесь уже была важна не выносливость, как на разминке, а ловкость и хороший глазомер. Василий по-прежнему оставался в числе лучших, но у него появились соперники, не менее часто попадавшие в цель. В глазах учеников появился легкий азарт, они принялись сравнивать свои «очки» и спрашивать, кто сколько раз попал. Урок близился к концу. 45 минут — это все-таки очень немного. В зале стоял едкий запах подросткового пота. Еще несколько бросков по корзине — и Т. Грудова дала сигнал окончания урока. Стала еще более заметна разница в физической подготовке ребят: одни из них выглядели довольными и разрумянившимися, другие — утомленными.

Заключение, которое можно сделать на основании этого стандартного московского урока физкультуры, следующее: родители должны всячески поощрять занятие детей спортом во внеурочное время. Во-первых, двух, и даже трех часов физической нагрузки в неделю мало для школьника. Во-вторых, физически подготовленный ребенок способен получать настоящее удовольствие от уроков физкультуры, а не отбывать ее, как мучение, с колотьем в боку и испариной.

Что мешает школьникам?

По статистике, девочки, особенно девушки в переходном возрасте, чаще склонны под разными предлогами пропускать уроки физкультуры, чем мальчики. Причина этого кроется в особенностях психологии девочки-подростка и плохой организации «околофизкультурного» быта. В целом, основные поводы для уклонения от занятий у школьников следующие:

1. Скука. Учитель неудачно организовывает урок. В результате занимается только часть школьников, остальные сидят на лавочке и ждут своей очереди.

2. Стеснительность. В переходном возрасте не все бывают ловкими, умелыми и быстрыми. Девушки чаще юношей испытывают комплексы на уроках физкультуры из-за настоящих или мнимых недостатков внешности. Многие девушки стесняются бегать в футболках из-за растущей (или не растущей) груди. Особенно это проявляется с начала полового созревания, т. е. примерно с пятого класса школы.

3. Нежелание бросать в раздевалке без присмотра вещи. Мобильные телефоны, кошельки. В некоторых школах случаются кражи или порча имущества, если раздевалка не запирается.

4. Насмешки. Одноклассники, если учитель физкультуры недостаточно следит за их поведением, тоже могут стать проблемой для неспортивных соучеников, комментируя каждое неудачное действие.

5. Желание казаться красивым. Даже если подросток уверен в своей внешности, ему может быть неприятно показываться перед соучениками другого пола во «взмыленном» виде. Деньги на дорогую и красивую спортивную форму есть не в каждой семье.

6. Чистоплотность. В условиях, когда во многих школах отсутствуют душевые при спортивных залах, школьник пытается избежать необходимости ходить потным и грязным весь остаток учебного дня.

7. Лень. Ученику кажется, что игра не стоит свеч, и он ленится тащить в школу форму, переодеваться в нее и потом обратно в обычную одежду ради недолгого занятия.

Взгляд со стороны директора: нехватка помещений

О проблемах физического воспитания школьников мы попросили высказаться директора московской гимназии № 1519, кандидата педагогических наук, почётного работника общего образования РФ Николая Ивановича Сирого.

Гимназия № 1519 расположена в том же микрорайоне Строгино, что и предыдущее учебное заведение. Н.И. Сирый подтвердил мнение о том, что положение дел с уроками физкультуры в школе в целом зависит от позиции многих людей. Это и родители учеников, и сами ученики, и учителя, и руководство муниципальных образовательных организаций.

- Сам я очень люблю спорт, даже являюсь капитаном футбольной команды руководителей учебных заведений нашего района, — сказал директор гимназии. — Проблемы, с которыми мы сталкиваемся при организации занятий физкультурой в нашей гимназии, наверное, такие же, как у очень многих руководителей школ. Все-таки здания, которые были построены в 1970-е годы и раньше, сделаны без учета современных требований. В них один спортивный зал, поэтому очень трудно делить детей на подгруппы. А это необходимо, дети приходят совершенно разные по уровню здоровья, физическим возможностям и интересам. Говоря о бытовой стороне вопроса да, наше здание построено по старому проекту, без душевых комнат. Техническая проблема их устройства — нет стояка водоснабжения. Но мы все равно поставили себе задачу в текущем году этот вопрос решить. Если в хорошую погоду мы имеем возможность заниматься на улице (у нас есть даже теннисный корт с искусственным покрытием), то проблема занятия детей в плохую погоду сразу становится актуальной. Поэтому введение 3-го часа мы, с одной стороны, приветствуем: школьникам не хватает двигательной активности. С другой, нехватка помещений — это серьезная проблема. Как создать условия, чтобы можно было проводить занятия?

Я знаю, что несколько лет назад в Москве возникла очень интересная идея — ставить мобильные комплексы так, чтобы в первой половине дня их могли использовать школы для занятий детей, а во второй — предоставлять населению. Это одно из решений этой задачи. Мобильные комплексы, типа надувных, не очень дорогие. Пока эта идея витает в воздухе. Еще одно прекрасное решение этой проблемы — использование инфраструктуры района, но, к огромному сожалению, надо констатировать, что это тоже не всегда удается. Вот недалеко от нас, буквально через дорогу, есть стадион «Янтарь», но в настоящий момент путь школьникам туда закрыт. Мы пытались, скажем так, на разных уровнях связаться с ними, чтобы проработать условия сотрудничества, чтобы дети могли в мертвое для спорткомплекса время заниматься относительно бесплатно, но, к сожалению, из этого ничего не вышло. Я думаю, что эта проблема может и должна решаться на более высоком уровне.

- Как вы боретесь с уклонением школьников от занятий физкультурой?

- В целом при хорошей постановке этого вопроса в школе, если детей мотивировать в этом отношении, проблемы нет. Одна «фишка», как мы ее называем, — «малый патриотизм». Он начинается со своей семьи, со школы, потом — своего района и т. д. Мы прекрасно понимаем, и наши дети понимают, что выступать за честь гимназии — это очень почетно. Мы работаем с родителями, объясняя, что занятия физкультурой это важно. Зимой наши дети занимаются лыжами, и если у семьи школьника нет средств на покупку лыж, то школа ищет возможность как-то способствовать этому. Лыжи — это очень полезная, разнообразная нагрузка на весь опорно-двигательный аппарат, однако сейчас, к сожалению, не во всех школах проходят такие занятия. В нашем районе, насколько я знаю, только две таких школы. Конечно, дети все разные, их нужно уметь заинтересовать. Тут многое зависит от учителя. Школьникам интересно соревноваться и сдавать нормативы, но и к нормативам нужно подходить гибко. Нормативными оценками можно отбить у ребенка интерес к физкультуре. Мы при оценке учитываем динамику ребенка. Есть дети, которые некоторые нормативы никогда в жизни не выполнят в силу своих физиологических особенностей, но если ребенок занимается, старается, он будет иметь отличную оценку.

Проблема кадров

Нехватка помещений и/или их недостаточная оборудованность — это первая из проблем, тормозящих интерес школьников к занятиям физкультурой. Следующим по важности является вопрос организации уроков. Как сделать так, чтобы детям не было скучно? Здесь мы приходим к проблеме кадров. Творческим, молодым, энергичным выпускникам спортивных институтов выгоднее идти работать в фитнес-центры и коммерческие спортивные комплексы, чем в школы, где зарплата по-прежнему остается на низком уровне. Тем же, кто все-таки работает в школе, зачастую мешает провести интересный урок все та же недооборудованность школьных спортивных залов.

Действующие учителя физкультуры на тематических интернет-форумах обсуждают вопросы стимулирования детского интереса к занятиям. В рамках школьных уроков это может быть сделано с помощью внедрения новых видов спорта. Умение метать гранату нынешним школьникам, дай бог, не понадобится. Да и вместо устаревших прыжков через «козла» интереснее использовать фитнес, чирлидинг, спортивные танцы в качестве элементов разминки или основной нагрузки — тогда каждый ребенок найдет для себя в занятиях что-то интересное. Каждый «освобожденный» от уроков физкультуры школьник, сидящий на лавочке во время занятий (если, конечно, это не связано с заболеванием), — это недоработка школы и, если брать шире, всей системы среднего образования.

Школьники 6-18 лет, как уже отмечалось, испытывают дефицит движения и нуждаются в систематической физической нагрузке. Даже если сами они этого не понимают, занятия спортом необходимы им для нормального развития.

Читайте также