Плохой аппетит у детей

Кто-то на нервной почве ест за троих, а кто-то не может запихнуть в себя и кусочка. Особенно часто последнее случается с детьми.

Как часто плохой аппетит ребенка превращается в одну из маленьких семейных трагедий! Мне пришлось видеть молодую мать и ее двухлетнего сына, у которых почти изо дня в день обед заканчивался слезами. Непонятые и обиженные друг другом, они каждый в меру своего возраста выражали эту обиду: мать — гневным тоном, сердитым взглядом, сын — отчаянным плачем и рвотой.

Можно было посочувствовать матери. Но еще больше сочувствия вызывал ребенок. Он не хотел есть, он ясно давал это понять, качая головой и упорно сжимая губы, а его все-таки кормили, ему насильно просовывали ложку в рот, а когда он пытался оттолкнуть ее, даже держали руки. Стерпеть это было выше сил, отпущенных человеку в два года…

Не требует доказательств простая истина: хорошее по качеству и достаточное по количеству питание — одно из важнейших условий нормального развития ребенка. И потому естественно, что родители бывают огорчены и встревожены, если их сын или дочь плохо едят.

Аппетитом ребенка надо дорожить. Когда человек ест охотно, у него с самого начала приема пищи больше выделяется пищеварительных соков, а значит, и лучше усваивается еда. «Нет аппетита, нет и этого запального сока» — говорил И.П. Павлов.

Природа в совершенстве отработала физиологические механизмы аппетита. Кровь разносит по организму и доставляет клеткам и тканям питательные вещества. По мере того, как истощаются их запасы, меняется химический состав крови. Бедная питательными веществами, «голодная» кровь приобретает свойство повышать возбудимость специальной группы клеток головного мозга — пищевого центра. Возбуждение передается железам, выделяющим слюну, пищеварительные соки. Так возникают ощущения, которые мы называем аппетитом: организм готов к восприятию и усвоению пищи.

По мере насыщения организма ослабевает возбуждение пищевого центра. Этому способствуют импульсы, идущие из наполненного желудка, а также восстановление химического состава крови. Из «голодной» она превращается в «сытую» и уже не возбуждает пищевой центр.

Но проходит несколько часов, и все начинается сначала…

Однако живой организм не автомат. Различные условия могут сказываться на интенсивности аппетита, повышая или понижая его вопреки истинным потребностям организма.

Сильное возбуждение других отделов мозга тормозит импульсы, идущие из пищевого центра. Какая мать не замечала, что увлекательная игра может заставить ребенка забыть об обеде? Умудренные опытом воспитатели знают: любые будоражащие новости, не только огорчительные, но и радостные, лучше сообщать ребенку после того, как он поел…

Колебания аппетита могут зависеть от того, как ребенок провел день, достаточно ли двигался, гулял.

В жаркую погоду аппетит обычно понижается. Не способствуют аппетиту длительное пребывание в жарко натопленной, плохо проветренной комнате, малоподвижные игры и занятия. А если ребенок побегал на морозном воздухе, покатался на лыжах, на коньках, он будет есть гораздо лучше. Но только не сразу после шумной игры и беготни. Некоторые дети слишком бурно вовлекаются в подвижные игры, устают и не сразу могут «отключиться» от того, что их так захватило. Поэтому минут за 20-30 перед едой лучше организовывать для них какие-нибудь спокойные занятия.

Нервные, впечатлительные дети чаще страдают расстройствами аппетита, у них быстрее создается и дольше сохраняется отрицательное отношение к еде, возникшее под действием каких-либо случайных обстоятельств.

Вполне естественно понижение аппетита во время острых заболеваний, особенно в первые дни. Высокая температура, плохое самочувствие лишают желания есть. Язык часто бывает обложен налетом, покрывающим вкусовые сосочки, в связи с чем притупляется их чувствительность — еда кажется безвкусной.

Как только улучшается общее состояние, восстанавливается и аппетит. Но если ребенка настойчиво пытались кормить, принуждали есть, тем более, если несильное кормление влекло за собой рвоту, он и после выздоровления обычно ест очень неохотно.

Враг хорошего аппетита — однообразные, невкусные блюда. Ведь недаром говорят, что аппетит приглашает есть, а голод заставляет. Пока нет подлинного чувства голода, надоевшая пища не привлекает.

Способствует снижению аппетита недостаток витаминов. Но и витаминизировать рацион следует с толком. Если давать ребенку фрукты в любом количестве и в любое время, он будет всегда «полусыт» и в результате не съест других, необходимых ему продуктов.

Опыт показывает, что нередко матери жалуются на плохой аппетит ребенка только потому, что не представляют себе его истинные потребности.

Существуют нормы питания для детей всех возрастов. Но не надо забывать о том, что это нормы средние, ориентировочные. Кроме них, существуют еще и индивидуальные нормы, зависящие от особенностей организма. Общее физическое развитие и прибавка в весе — наиболее объективные показатели того, достаточно ли ест ребенок.

Чем бы ни было вызвано понижение аппетита, самая плохая мера — кормить ребенка насильно, прибегать ко всякого рода ухищрениям, уговорам, а тем более угрозам.

Здоровый ребенок должен есть и обычно ест с удовольствием. Уже одно приглашение к столу, вид и запах пищи вызывают у него приятные эмоции. Но если еда становится неприятной процедурой, то и все связанное с ней тоже делается неприятным. Ребенку только еще повязывают фартучек, ему только пододвигают тарелку с супом или кашей, а он уже недоволен, уже отказывается есть.

Матери нередко недоумевают: дома ребенок не ест самые вкусные блюда, а у соседей уплетает, что называется, за обе щеки какие-нибудь немудреные щи или макароны. Почему? Да потому, что здесь другая обстановка, здесь не действуют укоренившиеся отрицательные рефлексы, не грозит ему принуждение.

Насильное кормление разрушает стройный физиологический механизм аппетита, извращает естественные реакции на пищу. Оно никогда не приносит успеха: наоборот, чем настойчивее применяется такая система, тем хуже ребенок ест.

Пища, съеденная по принуждению, хуже усваивается. Когда нет аппетита, ослабевает выделение пищеварительных соков. Ребенок очень долго держит за щекой сухой комок пищи: мало выделяется слюны и трудно эту несмоченную пищу разжевать и проглотить.

Упрашивания и уговоры так же, как и окрики за столом, совершенно недопустимы. Не надо говорить малышу, что он плохой, потому что не хочет есть, а вот Маша или Юра хорошие, потому что едят. Еще меньше оправданны и с физиологической и с педагогической точки зрения приемы типа:

- Ешь скорей, а то я сама съем!

Так можно воспитать жадность, но не хороший аппетит.

Если ребенок плохо поел, он не должен чувствовать себя виноватым, но и съеденная порция не должна восприниматься как подвиг, требующий вознаграждения. В присутствии ребенка вообще не следует вести разговоров о том, как он ест. Это — дело взрослых, которым необходимо вместе с участковым педиатром найти причину плохого аппетита. Если исключены какие-либо хронические заболевания, способные понижать аппетит, то, видимо, причину эту остается искать в неправильной организации питания или всего режима жизни ребенка. Может иметь значение и обстановка в семье, поведение окружающих взрослых.

Первое правило: ребенок должен садиться за стол в определенное время и не раньше, чем через три часа после очередного приема пищи, то есть тогда, когда есть физиологические условия для аппетита.

Строгое соблюдение режима питания имеет особое значение для ребенка, у которого понижен аппетит. Но именно по отношению к таким детям и проявляется чаще всего материнская слабость. Ребенок плохо поел за обедом, а через полчаса, увидев накрытый для взрослых стол, потянулся за куском хлеба, ломтиком колбасы, пирожком. Ему с радостью дают: пусть съест хоть что-нибудь! В результате следующее кормление проходит не лучше, чем предыдущее. Плохо и то, что ребенок привыкает есть только то, что ему понравилось, а не то, что подается, что ему полезно.

Самая правильная тактика — ласково и спокойно предлагая ребенку еду, так же спокойно относиться к отказу, не проявлять своего недовольства. Посуду убирают со стола и до следующего кормления ребенку не дают ничего, даже чая.

Возможно, что он снова откажется от еды или съест очень мало. Тактика должна остаться той же.

Если у матери хватает терпения и выдержки, подобный лечебно-педагогический режим уже через несколько дней дает положительный результат. У ребенка постепенно угасают отрицательные рефлексы, возбуждение пищевого центра, теперь уже ничем не подавляемое, берет верх, и аппетит восстанавливается.

Иногда полезно бывает по мере возможности сменить обстановку, в которой кормят ребенка, — посадить его за стол в другой комнате, дать ему другую тарелочку, чашечку, ложку.

Стараясь вкусно готовить и красиво оформлять блюда, не следует все же изощряться, воспитывать ребенка гурманом. Особо хочется предостеречь от острых приправ. Привыкнув к ним, ребенок еще упорнее отказывается от пресной пищи. Селедка, соленые огурцы могут служить закуской, возбуждающей аппетит, но никак не заменой основного блюда.

Дети школьного возраста, как правило, едят лучше. Но и в эту пору возникают свои проблемы. Подростки, особенно девочки, бывают одержимы желанием похудеть и ограничивают себя в пище, доводя иногда до истощения. Отказ от еды становится и своеобразной реакцией на различные огорчения: плохую отметку, конфликт с педагогом. Наконец, в расстройствах аппетита школьников играет роль неумение организовать свое время: если они поздно встают, то, естественно, не успевают как следует поесть перед уходом в школу; нередко обедают второпях, не выпуская из рук журнала или телефона и т.д., отказываются от ужина, так как сильно устают, а, как известно, переутомление снижает аппетит.

Во всех этих случаях необходимы меры воспитательные, правильная организация режима и быта в семье, хороший пример старших. Спокойная, доброжелательная обстановка за столом — спутник хорошего аппетита. Во время еды не следует делать ребенку строгие замечания и выговоры, обсуждать, допустим, его плохие отметки или шалости. Для всего свое время! Согласие и разумный порядок в семье — основа правильного воспитания ребенка, охраны его нервной системы, а значит, и воспитания здорового аппетита.

Следует помнить:

- питание ребенка должно быть разнообразным;

- в промежутках между завтраком, обедом, полдником, ужином не следует давать детям никакой еды;

- не кормите ребенка насильно, это ведет к стойкой потере аппетита.

Читайте также