Как научить ребенка читать в возрасте 5 лет

Продолжение материала об особенностях обучения ребенка чтению

Начало темы читайте ЗДЕСЬ

Продолжим, я в своих рекомендациях буду ориентироваться на возраст ребёнка пяти лет.

Во-первых: запасаемся терпением.

Во-вторых: вооружаемся лозунгом: «Не навреди». Навредить можно с первого занятия! Нет! С первого показа буквы на кубиках или в Азбуке. Показывая на букву Б говоря, вот видишь, это БЭЭ, а потом ещё и добавить БАРАБАН! Всё! Потом конечно Вы, может быть, и добавите, что слово барабан начинается с буквы БЭЭ, но это не спасёт. Если перед Вами пытливый, анализирующий малыш, он обязательно это запомнит,  не сомневайтесь. В другой раз с удовольствием сольёт две буквы БЭА-БЭА… чуть подумав, выдаст БАРАБАН! И… потеряет всякий интерес к чтению, потому что — ЭТО НЕ ЛОГИЧНО!

Так с чего же начать? С выбора книги!!! С увлекательной (подойдет уже ни раз прочтённая), с красивыми картинками, с крупным текстом, с сюжетом по возрасту. Отключите телевизор, компьютер, телефон. Удобно расположитесь с ребенком так, чтобы он видел текст. Объятия тут подойдут как нельзя кстати.  Поставьте свой палец или пальчик малыша на текст, и «с чувством, с толком, с расстановкой» займитесь чтением ребенку книги….  Каждый вечер. Месяц! Три месяца! Пока у ребенка не появится стойкое желание читать. Пока он не станет задавать разные вопросы не по сюжету, а по тексту, буквам.

Как только вы заметите заинтересованность, спросите ребенка. Не хочет ли он сам научиться читать?  Нет? Читайте дальше. Да? Тогда вперед! Берем лозунг «Не навреди»  заходим в интернет или магазин и берем, а что берем? Методик обучения чтению  много. Я пользуюсь методикой Зайцева Н.А.  (Кубики Зайцева). С помощью кубиков Зайцева обучение чтению проходит в игровой форме. Малышам нравится не только произносить звуки, сливать их в песенки, но и играть с ними.

Обучать можно и по Букварям и Азбукам. Мне очень нравится Букварь Н.С. Жуковой. Главное, Вы должны следовать определенным правилам.

Правило первое – не применяйте для самостоятельного обучения чтению кубики с одной буквой и картинкой. Они предназначены для фонематического анализа слова.

Правило второе – называйте буквы не алфавитным названием, а звуком. Первыми изучите буквы А, О, У, Ы, Э. Их легко заучить например так:

А — широко расставила ноги, сердится. Кричит: аааааа

О – удивилась , губы круглые, глаза удивленные : оооо

У – ножка заболела, стоит на одной ноге и воет: ууууу

Ы — старенькая с палочкой тяжело вздыхает : ыыы

Э – дразнится,  язычок показывает :эээ

 В последующем просто добавляйте изученные гласные звуки  к согласным, получатся интересные песенки  БА-БО-БУ-БЫ-БЭ.(склады) или только с одной из букв : БУ, ДУ, ВУ, ГУ, ЖУ, ЛУ, МУ, НУ, и т.д.

Правило третье – учите звуки  по складам. ( склад – состоит из двух звуков: первый согласный звук, второй гласный) Например: РО-БО-МО.

На данном этапе основной задачей будет сформировать умение сливать звуки. Следует произносить не Б-А будет БА, а сразу слитно БА.

Склады в этом случае, как Вы понимаете, состоят из твёрдых звуков, не помешает это отметить.   Не останавливайтесь долго на этом этапе, не старайтесь изучить все буквы обозначающие согласные звуки. Перед началом чтением песенки просто подскажите согласный звук. Отдельно отметьте, что согласные Ж, Ш, Ч, Щ, Ц не всегда дружат с нашими гласными. Немного пожурите их за это, но отметьте, что ничего не поделаешь. Таково ПРАВИЛО и нам придётся с этим смириться.

Обычно на этот этап уходит не более трёх недель.

Следующим этапом заучите буквы Я, Ё, Ю, И, Е. С радостью сообщите что оказывается у наших главных букв (гласных) есть младшие сестрёнки. Прочтите их парами: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е. и так как они младшие сестрёнки, все знакомые нам согласные звуки, звучат как малыши. БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ.

Можно сравнить с твёрдыми складами,  и вывести правило, что согласные стоящие перед «младшими сестрёнками», звучат как малыши. Понятие -  мягкие звуки.

На второй этап уходит одна неделя,  а то и меньше.

После того как ребенок уже  легко сливает песенки, начинайте соединять их в слоги и слова. Одиночный согласный звук легко подставить и образовать  слово. РО-БО-Т,   КА-РА-Н-ДА-Ш.  Читайте и обязательно пишите печатным шрифтом слова (в книжных магазинах огромный выбор таких прописей) На овладение этим этапом уходит ещё неделя.

Правило четвёртое – обучая, играйте. Минимизируйте время работы за столом. Придумывайте подвижные  игры с буквами,  со складами, со словами.

Правило пятое — Используйте все анализаторы. Лепите буквы из пластилина. Напеките вкусных кренделей в виде букв. Раскрасьте вместе с ребенком слова на альбомных листах (размер шрифта 100 или 120), разместите их на видных местах. Смейтесь и шутите. Нарочно сложите слово, которого не бывает, от души посмейтесь над ним, и тут же  сложите,  из этих же букв, существующее.

Правило шестое – не забрасывайте совместное чтение с пальчиком по тексту, это поможет ребенку соотнести текст со словом, понять мелодику и интонационную выразительность слова, сформировать «природную грамотность».

Правило седьмое – не позволяйте переутомляться ребенку. Любое переутомление разрушает пользу.

Не пройдет и двух месяцев, как Ваш малыш, будет читать всё и везде, это будет очень забавно.  Расслабляться ещё рано, теперь Вам нужно поддержать и развить интерес к чтению, но это уже другая история.

Желаю Вам терпения.  У меня есть основания рассчитывать на Ваш успех!

Автор: Учитель-логопед Синюшкина Елена Андрияновна

Читайте также