Как развить и поддержать интерес к чтению у ребенка

В прошлых статьях мы говорили о том, как научить ребенка читать, а именно складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, предложения в тексты. Думаю, Вы легко справились с этой задачей. Многие родители считают, что  теперь они заслужили медаль «Заслуженный учитель чтения» ну или хотя бы переходящий вымпел «Лучшему родителю-педагогу». Вы, конечно, понимаете мою иронию. Научить технике  чтения,  к сожалению,  ещё не означает научить читать.

Ещё предстоит, научиться быстрочтению, понимать и пересказывать прочитанное, а это ни в какой зависимости  любви к чтению не находится. Как же быть?

Предлагаю несколько рекомендаций развития читательского интереса.

  • Не заставляйте ребенка читать, подавайте личный пример — читайте больше, чаще и, иногда, в слух, обсуждайте прочитанное, декламируйте стихи.
  • В первое время не стоит перегружать ребенка чтением, лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут. Почитал, пересказал содержание, через час-два можно еще почитать. Такая тренировка более эффективна, чем чтение в течение получаса.
  • Хорошие результаты дает чтение перед сном.
  • Настоятельно советую убрать из комнаты ребенка телевизор, в других помещениях приглушить или выключить звук. При чтении малышу требуется концентрация внимания, а любой посторонний звук будет мешать.
  • Просмотр диафильмов, отличный способ развить читательский интерес. Сочетание таинственности, сказочной атмосферы, переключения внимания от яркой картинки  к тексту, снимает напряжение глаз и усталость.
  • Ежевечернее семейное чтение станет не только приятной традицией и эффективным способом развития интереса, но и значительно сблизит всю семью.. Даже бегло читающий малыш еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном. На самом интересном месте передайте очередь чтения, ребенку.
  • Дайте почитать ребенку свои детские книжки. Поделитесь эмоциями и впечатлениями, которые связаны с этими книгами у вас.
  • Покупайте по возможности, яркие книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Ходите с ребенком в книжный магазин, пусть он сам выберет себе книгу.
  • Развить чувство языка, умение говорить ярко, точно, выразительно помогают стихи. Ненавязчиво помогите ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут порознь, что они связаны друг с другом, уберешь слово и нарушишь общий ритм.
  • Читать книги, как и играть в игры лучше в компании, поэтому запишите ребенка в библиотеку, там он не только сможет выбрать ту книгу, которая нужна именно ему, но и, возможно, встретит маленьких единомышленников.
  • И самое  главное — не уставайте хвалить и радоваться самым незначительным успехам ребенка. Позитивная, доброжелательная, радостная атмосфера, связанная с чтением, непременно вызовет желание вернуться в ощущение праздника. Придумайте конкурсы на лучшего чтеца, пересказчика, знатока сказок и стихов. Подготовьте призы, поощрение, создайте семейную  настенную газету, в которой печатайте информацию о конкурсах, победителях и о других событиях вашей семьи. Самостоятельное чтение газетных статей, станет дополнительным упражнением.

Какое количество времени понадобиться для возникновения стойкого желания к чтению, сказать трудно. В среднем чтение 60-100 слов в минуту к концу первого класса, считается хорошим показателем, но,  к сожалению, не является гарантией стойкого интересе к чтению.  Поэтому, я настоятельно рекомендую сохранить погружение в атмосферу всесемейного радостного чтения на 2-3 года. А там и сами привыкнете.

Желаю Вам терпения.  У меня есть основания рассчитывать на Ваш успех!

Автор: Учитель-логопед Синюшкина Елена Андрияновна

Читайте также