Расстройство психосексуального развития

Психосексуальное развитие — один из аспектов индивидуального психического развития, в процессе которого формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальная ориентация человека. Начинается с первых месяцев жизни и полностью завершается к 20-25 годам вступлением индивида в период зрелой сексуальности (началом регулярной половой жизни с постоянным партнером).

Клиническая картина

Наиболее частый вариант нарушений психосексуального развития — его задержки. Часто наблюдается при гармоничном психофизическом развитии личности, но неправильном половом воспитании. Привитие ребенку мысли, что все, связанное с полом — постыдное и грязное, ограничения общения со сверстниками, негативная реакция на любые проявления сексуальности ребенка нередко задерживает психосексуальное развитие, формирую у человека устойчивые представления о неприличном характере не только половых контактов, но и даже мыслей на «постыдную» тему. Задержки психосексуального развития нередко приводят к нарушениям коммуникаций уже на платонической и эротической стадиях формирования либидо, что придает отношениям подростков с представительницами противоположного пола исключительно товарищеский характер. У них складывается весьма узкий и ригидный поведенческий репертуар, используемый при контактах со сверстницами.

Диагностика

Свойственные ранним этапам развития сексуальные проявления существуют более длительное время, усложняются, обрастают новыми элементами, а на этапе формирования психосексуальных ориентации (в период гормональной перестройки) стойко фиксируются, становятся патологическими и замещают нормальное половое влечение. Задержка психосексуального развития на ранних этапах может выразиться в смещении сексуальных проявлений дет» Ского возраста на более поздний срок, когда они совпадают с формированием либидо и «сплавляются» с ним, искажая влечение. В связи с особенностями детского возраста сексуальные проявления ранних этапов могут оставлять наиболее яркие впечатления, особенно при подкреплении сильными эмоциями (страх, стыд и т. д.). На этапе формирования полового влечения, когда его реализация невозможна вследствие некоммуникативности, отсутствия адекватных объектов (однополые изолированные коллективы, чрезмерно строгая регламентация половой жизни и т. д.) или в связи с сексуальными расстройствами, эти воспоминания все чаще и чаще всплывают в фантазиях и мечтах и в конечном итоге «сплавляются» с либидо и перерастают в перверсные тенденции.