Сообщающаяся гидроцефалия

Термин «гидроцефалия» — водянка головного мозга — означает избыточное скопление спинномозговой жидкости в полости черепа  В свою очередь, сообщающаяся гидроцефалия может быть арезорбтивной (за счет замедления всасывания спинномозговой жидкости) и смешанной. Окклюзионная гидроцефалия может быть вызвана нарушением оттока жидкости на уровне межжелудочкового отверстия (Монро), желудочка, водопровода мозга, IV желудочка, срединного и латеральных отверстий IV желудочка, мозжечко:о-мозговой цистерны. По времени возникновения различают гидроцефалию врожденную и приобретенную; по течению-острую и хроническую; по стадии — прогрессирующую и стабилизировавшуюся, компенсированную.

Клиническая картина

Гидроцефалия встречается в любом, но наиболее часто в раннем детском возрасте. Она может быть следствием различных заболеваний (опухоль, воспалительный процесс и др.), черепно-мозговой травмы, аномалий развития центральной нервной системы, которые приводят к нарушениям циркуляции, всасывания или продукции спинномозговой жидкости. У детей грудного возраста наиболее частой причиной гидроцефалии, как сообщающейся, так и окклюзионной, является родовая черепно-мозговая травма.Неврологические симптомы при гидроцефалии разнообразны и являются следствием как перенесенного основного процесса, обусловившего развитие гидроцефалии, так и вызванного ею хронического повышения внутричерепного давления. Могут наблюдаться поражение черепных нервов, двигательных и мозжечковых систем, судороги, нарушения в психической сфере. Для детей грудного возраста характерно фиксированное отведение глазных яблок книзу (симптом заходящего солнца). Может развиваться снижение остроты зрения вплоть до слепоты. Часто нар^ шается функция отводящих нервов, вследствие чего возникает сходящееся косоглазие.

Диагностика

Характерный вид детей с гидроцефалией часто позволяет поставить правильный диагноз уже при осмотре ребенка. При отсутствии выраженных симптомов у детей грудного возраста гидроцефалию подозревают при увеличении большого родничка и напряжении тканей над ним, окружности черепа по сравнению с возрастной нормой, отставании ребенка в психомоторном развитии. Трудности в постановке диагноза в амбулаторных условиях возможны при обследовании детей старшего возраста, а также больных. В этих случаях используют дополнительные методы исследования. При краниографии выявляют вторичные изменения черепа, их истончение, наличие пальцевых вдавлений и др.; эхоэнцефалография позволяет установить ширину боковых и III желудочков, смещение структур средней линии и судить о степени внутричерепной гипертензии. У детей до 1 года диафаноскопия (трансиллюминация) черепа дает представление о степени атрофии мозга и наличии наружной гидроцефалии. При незакрытых родничках, наличии трепанационных отверстий в костях черепа для определения степени выраженности гидроцефалии можно использовать ультразвуковое сканирование (нейросонографию). Наиболее информативна компьютерная томография, которая дает представление о состоянии ликворных пространств и вещества мозга, уровне окклюзии ликворной системы, а также о патологическом процессе, вызвавшем гидроцефалию