Потеря слуха

Потеря слуха у многих людей ассоциируется с настоящей трагедией. Особенно остро данную проблему переживают взрослые, чей ребенок по той или иной причине неожиданно лишился способности слышать. Сегодня мы поговорим о том, что делать в таких ситуациях и как приспособиться к жизни с новым восприятием мира ребенком.

Причины

Врачи утверждают, что наиболее опасны для слухового аппарата осложнения острого среднего отита, а также хронический гнойный средний отит. В этом случае в слуховом проходе могут образоваться рубцы, которые ограничивают подвижность барабанной перепонки, слуховых косточек, что ведет к стойкой тугоухости, глухоте.

Еще одна, распространенная причина приобретенных нарушений слуха – осложнения после инфекционных заболеваний: паротита (печально известной в народе свинки), кори, скарлатины, банального (на первый взгляд) гриппа. Даже простой насморк может на время снизить слух на 10–15 децибел.

Помимо инфекционных заболеваний, могут повлиять на снижение слуха, вплоть до полной глухоты, ревматоидный артрит, болезнь Меньера, сахарный диабет, атеросклероз.

Нередко причинами потери слуха становятся травмы (повреждения органов внутреннего уха ушными палочками, сильные удары и пр.), а также попадание в ухо воды у пловцов, которая затекает за барабанную перепонку.

Пагубно влияет на слух (у детей и взрослых) прием ототоксичных антибиотиков, петлевых диуретиков, нестероидных противовоспалительных препаратов. Назначать их нужно с большой осторожностью.

Нельзя забывать и о шуме, когда воздействие на орган слуха резких вибраций, раздражающих и перенапрягающих звуковоспринимающий аппарат, может стать причиной постепенного снижения слуха и его полной потере.

Подобная проблема наиболее часто встречается у жителей крупных промышленных городов. В группе риска также работники «шумных» производств – шахтеры, строительно-ремонтные рабочие, работники поточных машиностроительных конвейеров. По последним данным, профессиональными нарушениями слуха у нас в стране страдают более 4 миллионов человек.

Снижается слух и у любителей плееров. При этом люди даже не замечают постепенного снижения слуха, которое при длительном звуковом воздействии, превышающем 85 децибелл (что соответствует звуку пылесоса), может быть необратимым. Подъем уровня громкости звука только на 3 децибела означает, что безопасный период его воздействия сокращается вдвое.

Первые трудности

После того, как врач поставил диагноз «потеря слуха», многие родители просто теряются. Они не знают, что им делать и как жить с этой проблемой. Нелегко принять тот факт, что твой ребенок отныне лишен мира звуков и музыки. Тем не менее, очень важно дать ему понять, что этот недуг не возведет между малышом и окружающими людьми незримую преграду и не изолирует его от мира.

Воспринимаем мир правильно

Глухой ребенок, также как и все остальные дети, любит бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментирует с разными предметами, строит, лепит и рисует. Родителям не стоит забывать об этом и ежедневно стараться занимать своего малыша, дабы привить ему интерес к развитию других органов чувств.

Помимо этого, необходимо помнить, что нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому соответствующее восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки – минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детишек.

Развитие устной речи

Для игр с неслышащим ребенком не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространенные игрушки — куклы, машины, зверюшки, кубики и так далее. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить ее к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию), и называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: ляля, би-би-би, ав-ав, мяу. Ребенок воспринимает эти слова с помощью зрения и остатков слуха, поскольку носит слуховые аппараты. Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, но в разных игровых действиях приведет к тому, что малыш произнесет какое-то слово сам. За первым появится второе, третье…

Первое время произношение может оказаться неточным, приближенным, но это неважно – главное, что кроха начнет обозначать названия предметов с помощью речи. Позже лепетные слова нужно заменить полноценными, общеупотребительными. Взрослым следует специально организовать игровые ситуации, в процессе которых ребенок вычленяет действия, а родители обозначают их словами: идет, бежит, спит, плачет, ест…

Когда кроха начнет самостоятельно пользоваться этими словами (пусть и при приближенном произношении), настанет пора употреблять целые фразы, например, мама сидит, машина едет, папа идет, собака бежит… В этой деятельности ребенок одновременно учится и говорить, и понимать речь в устной форме.

Обучение чтению

Помимо устной речи, важно научить малыша чтению. Маленьким детям можно предложить таблички со словами, написанными печатными буквами. Сначала дети воспринимают слова целостно, их не учат отдельным буквам, они не читают слоги. Чтение с первых шагов становится для них осмысленным процессом: за каждым словом стоит представление, образ. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы детишки понимали речь, ведь прочитать или повторить сказанное другим человеком – это не значит понять.

Обучение письму

Одновременно с чтением следует учить ребенка письму. Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на нелинованных альбомных листах. При этом малыш свободно располагает на листе свою руку и может писать в любом месте и направлении буквы любого размера. С течением времени характер письма упорядочивается, оно становится ровным и аккуратным.

Развитие слухового восприятия

Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта – детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20—30 минут в течение многих лет.

С годами Ваш малыш сам научится общаться с внешним миром. У него обязательно появятся друзья, он получит профессию и выйдет в мир практически полноценным человеком. Глухота – это не порок, это лишь досадный недостаток, который легко убрать с помощью современных слуховых аппаратов и человеческого понимания.

В статье были использованы материалы с 2mm.ru.

Читайте также