Диагноз: игромания

Главная причина возникновения так называемых поведенческих зависимостей — в особенностях работы нервной системы человека. В мозгу homo sapiens действует «система вознаграждения»: когда человек выполняет полезное и хорошее, по его субъективному ощущению, дело, в кровь поступает «награда» в виде дофамина. Дофами?н (допами?н, DA) — нейромедиатор, гормон, вырабатываемый мозговым веществом надпочечников и другими тканями (например, почками). По химической структуре он относится к биогенным аминам (конкретно к катехоламинам) и является предшественником норадреналина в цепочке реакций его биосинтеза. Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления (ФВП) и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, вызывая чувство удовольствия. Дофамин вырабатывается организмом в больших количествах во время позитивного опыта или воспоминаний о таком опыте. Поэтому данный нейромедиатор используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя полезные (вызывающие удовольствие) действия.

Обычно это действительно действия, улучшающие человеческую адаптацию, поддерживающую человеческий род. Дофамин вырабатывается во время еды, занятий сексом, просмотра комедий, встреч с любимыми людьми. После выработки дофамина в мозге срабатывают сложные процессы торможения, которые успокаивают человека, чтобы тот мог перейти к другому виду деятельности.

Однако существует категория людей, у которых встроенные тормозные системы работают неправильно. Такая особенность нервной системы может быть врожденной, а может быть вызвана усталостью, травмой или стрессом. В этом случае после получения своей дозы дофамина человек немедленно хочет повторить вызвавшее выработку гормона действие. И еще. И еще. Поначалу уровень дофамина в организме действительно повышается, но через какое-то время срабатывает другая система защиты — столько счастья человеку не переработать — и количество дофаминовых рецепторов начинает снижаться. Организм сам себя регулирует, чтобы, несмотря на постоянное нажатие «кнопки удовольствия», уровень «счастья» не зашкаливал. В свою очередь, снижение количества дофаминовых рецепторов приводит к тому, что отныне, чтобы просто почувствовать себя хорошо, человеку нужно чаще и больше повторять «приятные» действия — потому что без них ему становится уже не просто «никак», а откровенно плохо. «Химические» наркоманы, зависящие от приема химических веществ, знакомы с таким понятием, как «необходимость повышать дозу». У людей с поведенческими зависимостями тоже достаточно быстро выстраивается порочный круг, в котором чем больше человек делает что-то (ест или играет), тем больше ему это нужно. Игромания и пищевые расстройства являются самыми сильными из всех видов поведенческих зависимостей.

Опытным путем было установлено, что мозг игромана воспринимает игру, как обучение — полезный вид деятельности. Неважно, успешна игра или нет: в случае проигрыша мозг считает результат «ошибкой обучения» и все равно выдает организму дозу дофамина для поощрения дальнейшего обучения. Этот дофамин оказывается в тех участках мозга, что отвечают за когнитивный процесс (познавательный). Это стимулирует человека на разработку «новых успешных стратегий» в игре и тому подобное. Если же человек выигрывает, то после впрыска дофамина он тем более хочет играть дальше. Таким образом, игроман играет ради процесса и свое вознаграждение получает в любом случае. Если такому человеку отключить лобную кору, то он и умрет, как известная крыса, которой был вживлен провод в центр удовольствия, нажимая волшебную кнопку — т. е. от истощения, прямо за игровым столом.

Действующая лобная кора все же рано или поздно притормаживает лимбическую систему. При этом игроман не перестает хотеть играть и может продолжать строить планы о том, как будет играть сразу после того, как чуть-чуть поспит и поест. Просто на непродолжительное время в его голове пересиливают другие стимулы. Почему же лобная кора у таких людей включает свою тормозную функцию с запозданием?

Как выяснили психологи, иногда это случается, когда человек сам себе не нравится, как личность. Это может случиться внезапно, может быть спровоцировано внешним воздействием — главное, что человек поверил, что он «плохой» и «недостойный». Словно включился свет и человек увидел при его лучах свое (воображаемое, поскольку человек не способен оценить себя всего и обычно оценивает лишь часть своих качеств) уродство. Вместе с таким восприятием себя приходит желание «никогда об этом не думать». Организм направляет все силы нервной системы на то, чтобы заглушить лобные отделы головного мозга. После того как лобная доля подавляется, к рулю управления стремятся низшие потребности — подкорка.

Порочный круг, в который вовлекается игроман, сам себя поддерживает. Как только человек начинает играть, лобная кора затормаживается: ведь мозг ошибочно распознает игровую деятельность как полезную, и не считает нужным ее контролировать. В момент игры игроман почти не существует, как личность — он скорее воспринимает себя, как инструмент для игры, фрагментарно. И это — очень комфортное для него ощущение «не-существования». Чем больше он «инструмент», тем легче отвлечься от негативной информации о себе, исходящей из лобной доли. Этот механизм тоже поддерживает игроманию.

Временами лобная доля на некоторое время побеждает: у игромана возникают угрызения совести, и это еще сильнее вызывает чувство отвращения к себе, которое впоследствии тем вернее бросит человека в игру. Чем сильнее наркоман (игроман) себя унижает, ругает и накручивает, тем сильнее будет его желание забыться в игре.

Такие механизмы работают глубоко в подсознании человека. Когда его обучают понимать их, обмануть лобную долю становится труднее. Поэтому игроман старается опасную информацию до себя не допустить. Даже если отловить зависимого человека в закрытом помещении и прочитать ему лекцию о работе головного мозга, он постарается «оглохнуть», сделать все, что от него зависит, чтобы информацию не воспринять. Именно из-за наличия большого количества механизмов, защищающих систему постоянной накачки организма дофамином, игроманию так тяжело лечить. Часто игроман физически удирает, когда ему пытаются объяснить, что происходит в его голове.

Тем не менее, часть зависимых от игры людей научается контролировать свою зависимость. Они допускают свою лобную долю до выполнения положенной контролирующей функции. Секрет успеха звучит просто: нужно вглядеться в себя, как бы страшно это не казалось, перенести какое-то количество боли, связанное с этим, и понять, что не все из того, что вызывает отвращение к себе, является правдой. И что кое-что из пугающего можно исправить, если постараться. Работа над собой тоже воспринимается как полезная, и приносит человеку дофаминовый поощрительный «пирожок». Помогает также снижение требований к себе и занятие другими видами деятельности, приносящими удовольствие на физическом уровне: спортом, в частности. Полезно разрешить себе быть «хорошим», воспринимать себя как «хорошего». Самое вредное для игромана — культивировать чувство вины и гнева на себя.

Статистика:

В настоящее время каждый третий подросток играет в компьютерные игры ежедневно. Более двух часов в день за компьютером проводят половина юношей и каждая четвертая девушка. Каждый четвертый юноша способен провести целый день за компьютерными играми. Каждый пятый юноша хоть однажды оставался до утра в компьютерном клубе, то есть садился играть вечером и выходил утром. Зависимость скрывает стремление уйти от реальности в силу невозможности состояться в ней по какой-либо причине — ведь чтобы состояться в реальном мире, нужно прикладывать куда большие усилия.

Если:

- ограничение времени пребывания ребенка за компьютером вызывает бурную протестную реакцию;

- ребенок раздражается, когда Вы отвлекаете его от игры (для того чтобы он отдохнул, исходя из определенного выше максимального времени непрерывной работы);

- ребенку не нравится, что родитель «стоит над душой», потому что его присутствие мешает игровому процессу;

- ребенок не знает, чем можно заняться, кроме как сидеть за компьютером,

стоит подумать об обращении за консультацией к специалисту-психотерапевту. Ведь детям до семи лет играть в компьютерные игры нельзя.

Тест на игроманию

1. Пропускали ли вы работу или учебу, чтобы поиграть в игру?

2. Приносила ли вам увлеченность компьютерными играми какие-либо неприятности?

3. Были ли у вас неприятности с родственниками из-за игры?

4. Вы когда-либо чувствовали раскаяние после игры?

5. Чувствовали ли вы после проигрыша желание как можно скорее сыграть снова, чтобы победить?

6. Играли ли вы когда-нибудь дольше, чем планировали?

7. Играли ли вы когда-либо, чтобы забыть о неприятностях?

8. Мучались ли вы бессонницей из-за мыслей об игре?

9. Проблемы, разочарования или расстройства вызывают у вас желание сесть за игру?

10. Бывает так, что вы недосыпаете из-за игры?

В случае ответа «да» на 3 и более вопроса рекомендуется обратиться к специалисту.

Читайте также